Обзор FR Skates AXS
Под конец 2020-го года (аккурат к грядущим праздникам) в ассортименте компании FR Skates появилось сразу 2 модели детских раздвижных роликов: EZX и AXS, первая ориентирована на совсем начинающих, не имеет шнуровки, и снабжена оригинальным устройством блокировки колёс, а вот вторая, на мой взгляд, имеет хорошие шансы получить звание лучших раздвижных роликов 2020-2021. Информации об AXS на официальном сайте производителя пока нет, но в ассортименте Роллерклуба они уже появились, поэтому есть возможность изучить их вживую и максимально подробно.
Итак, модель AXS, детский раздвижной хардбут:
Помимо чёрного, модель представлена в ярко-розовом и лиловом цветах.
Вкус, дело конечно личное, но меня с первого взгляда привлёк дизайн этих роликов, и наличие развитой вентиляции в шелле. Дизайн мыска ботинка - агрессивно приподнятый "акулий нос", пластик передней части шелла AXS довольно тонкий и гибкий, можно даже сказать мягкий, с внешней стороны на мыске установлен съёмный слайдер, а с внутренней нанесены метки размеров - не самое удачное место, поскольку практически с первых дней катания оно оказывается содрано об асфальт. В задней, неподвижной части, и на кафе, пластик толще и жёстче. По всей поверхности шелла расположено много крупных вентиляционных отверстий. Никаких светоотражающих элементов ролики не имеют.
В AXS применена знакомая система фиксации с быстрой шнуровкой на внешних петлях (не давят в подъём в отличие от люверсов) с замочком, и 2 бакли (пяточная с подкачкой), система изменения размера - выдвигающийся мысок на 4 положения.
Кнопка системы изменения размера металлическая, расположена под пяткой с внутренней стороны ботинка, там-же с обеих сторон можно видеть резиновые фиксирующие элементы антишока:
Вынимающийся внутренник имеет растягивающийся эластичный мысок:
Под внутренником лежит пластиковая стелька "выравнивающая" дно ботинка, на котором имеется множество выступающих элементов:
Антишок представляет из себя элемент из резиноподобного материала:
Система изменения размера смонтирована в пятке, под антишоком. Фиксатор её, как и кнопка, металлический. Там-же можно видеть металлическую заднюю крепёжную площадку для рамы. Передняя крепёжная площадка тоже металлическая, отштампована из стального листа, одновременно крепит к шеллу подвижный мысок:
Каф несъёмный, к шеллу крепится стальными заклёпками-шарнирами, вперёд сгибается легко, задняя верхняя его кромка скошена для уменьшения давления на икроножную мышцу:
В AXS предусмотрели приятную мелочь - кармашек, в который можно прятать свободный хвост быстрой шнуровки, он расположен спереди на язычке внутренника:
Верхняя бакля выглядит неожиданно простенько, выполнена целиком из пластика, крепится к кафу заклёпками (хотя в местах крепления предусмотрены углубления для квадратных гаек), а рычаг имеет фиксатор (пластиковый зацеп) от случайного открывания:
Защёлка верхней бакли типа PULL (тянуть), и видимо для того, что-бы её было удобно поддевать пальцем, на ней имеется специальная выемка (как раз под надписью PULL), но из-за того что защёлка утоплена в каф, подцепить её не очень просто (особенно взрослому), и на такой случай у неё на переднем краю сделан выступ, "педалька", отмеченная 3-мя точками. Если на этот край нажать, то защёлка "превращается" в кнопку типа PRESS (нажать), и открывается. Хвостик зубчатого ремешка из защёлки наружу не торчит, убирается под каф:
Пяточная бакля с подкачкой, съёмная (и стропы, и механизм), крепится к ботинку винтами под крестовую отвёртку. У винтов крепящих баклю есть полезное свойство: резьба на них нарезана не до шляпки, поэтому даже будучи закрученными "до упора", они не зажимают стропу бакли, она свободно двигается и проворачивается под шляпкой винта, в свою очередь не пытаясь его ослабить и открутить. С такой системой крепления вероятность потерять винт бакли в процессе катания сводится к минимуму. По-моему очень актуально для детских роликов, а главное просто.
Внутренник "бесшовный", вроде-бы дышащий, тест пылесосом сквозной продуваемости не показал, так что вентиляция в ботинке будет зависеть от воздухопроницаемости набивки, придётся подождать результатов ходовых испытаний.
Сзади сверху пришита петля для обувания/переноски роликов:
Материал внешней обшивки внутренника - устойчивая к истиранию крупная сетка, внутренняя отделка - мягкая, хорошо скользящая, уменьшающая вероятность натирания и облегчающая обувание и снимание роликов. Набивка двухслойная - изнутри с ногами контактирует слой мягкой пены, типа губки, а с внешней стороны материал плотнее, типа вспененной резины. Толщина набивки в разных точках внутренника так-же отличается - в зоне стопы он довольно тонкий, около 3мм, а выше лодыжек и в районе голени доходит до 2см, кроме того, изнутри в зоне лодыжек и ахиллова сухожилия имеются мягкие анатомические выступы, помогающие чётче зафиксировать стопу и пятку. Язычок продуваемый, плотный снаружи, мягонький изнутри:
Подошва внутренника (кроме зоны эластичного мыска) выполнена из пенного материала толщиной ~3мм, снаружи ничем НЕ проклеена, для хождения по полу НЕ предназначена, а вот антишоковых свойств роликам добавит. Помимо этого в валенок вложена пенная вентилируемая анатомическая антишоковая стелька с супинатором (поддерживает свод стопы, предотвращает плоскостопие) и дополнительными антишоковыми вставками, толщина её под пяткой ~6мм, в передней части 2мм. Как можно видеть, валенок стелька не вклеена, а съехать в мысок при увеличении размера роликов ей не должна позволить анатомическая форма самой стельки в зоне пятки:
В основе ходовой части надёжная съёмная экструдированная алюминиевая рама, без перемычек, с фрезерованными выступами-упорами для подшипников, и односоставными стальными 8-миллиметровыми осями:
Рама рокеринговая (1-миллиметровый "банан"), а штатный набор колёс 2-х разных диаметров позволяет в зависимости от их установки получить либо сетап "флэт" (все колёса стоят на асфальте), либо классический 2-миллиметровый "банан" - как на хоккейных лезвиях, для слалома и повышенной манёвренности. Но... это не всё. Оказалось, что не смотря на то, что передняя и задняя крепёжные площадки на ботинке и на раме находятся на одном уровне (на одной прямой), рама (а вместе с ней и ботинок) немного наклонены вперёд, поскольку оси колёс находятся на разной высоте, если кратко, то задняя на 3мм ниже чем передняя:
Таким образом чуть-чуть повышается устойчивость, управляемость, эффективность разгона, и наверное что-то ещё, потому что в известной модели профессиональных роликов Powerslide Hardcore Evo 2.0 тоже когда-то на несколько миллиметров увеличили высоту рамы в пяточной части.
Длина рамы по центрам крайних осей 213мм (для размера 33-36, для других размеров диаметры колёс и длина рамы отличаются), максимальный диаметр колёс 4х70мм (штатно установлены 70-68-68-70), крепление к ботинку винтами М6 разной длины, разбивка рамы и ботинка 150мм, отверстия в раме позволяют сдвигать её вбок:
Теперь колёса. Они "без ступицы" - она полностью залита в полиуретан. Указанная жёсткость 85А, сам полиуретан "тонированный" - внешне тёмный, но прозрачный на просвет, и сквозь него можно увидеть ступицу. Её максимальный диаметр внутри колеса 38мм, что даёт ОЧЕНЬ много "мяса" (для детских колёс), и обещает хорошие ходовые свойства. Сравнительный тест на упругость показал хороший результат, а значит "мясо" качественное, быстрое, а его большая толщина отчасти компенсирует высокую жёсткость (хотя детям это и всё равно). Колёса комплектуются необслуживаемыми подшипниками ABEC7 и точёными алюминиевыми втулками:
Конечно на детских роликах есть тормоз, он съёмный, возможна установка его на другую ногу, а колодку тормоза (резинку) по мере износа можно опускать ниже, для этого надо почти полностью выкрутить винт крепления колодки, и передвинуть её в нужное положение:
Правда винт колодки на AXS оказался длинноват, и при закручивании обратно, если перестараться, он упирается в заднее колесо и блокирует его, будьте внимательны.
Ось заднего колеса, к которой крепится тормоз, отличается от остальных - в ней с обеих сторон есть дополнительная резьба для 2-х винтов, поэтому при обслуживании роликов или перестановке колёс важно не перепутать эту ось с другими, она в комплекте лишь одна. При перестановке тормоза на другой ботинок, нужно будет переставить и эту ось.
А ещё в комплекте имеются 2 ключа для роликов, один основной, а другой маленький дополнительный Г-образный шестигранник, который нужен для отвинчивания второй (верхней) оси крепления штатного тормоза (она двухсоставная, ось + винт, и поэтому требуется 2 ключа). Про основной ключ расскажу подробнее, он универсальный, 6-in-1, это:
1. длинный шестигранник.
2 и 3. короткий шестигранник + крестовая отвёртка (нужна для винтов пяточной бакли).
4. "ковырялка" для извлечения подшипников с 8-миллиметровой втулкой.
5. давилка для установки подшипников или выдавливания 2-го подшипника из колеса.
6. давилка для 6-миллиметровых втулок:
Размер указанный на коробке и ярлыке роликов соответствует измеренному по стельке:
Вес одного ролика в сборе 1175 грамм, тормоз добавляет ещё ровно 100 граммов:
По предыдущим фото наверное уже было замечено, что не только колёса, но и весь пластиковый шелл и каф роликов на самом деле "тонированные" - пропускают свет на просвет, и вот как это выглядит если подсветить фонариком:
Я отношу это к плюсам, поскольку прозрачные пластики применяемые в роликах обычно имеют хорошие механические свойства и менее хрупки. Цветные версии вероятно выглядят ещё симпатичнее.
По результатам обзора AXS произвели очень приятное впечатление (за исключением страшненькой верхней бакли), вцелом к роликам претензий нет, понравилось внимание к мелочам, особенности конструкции рамы, серьёзная антишоковая система, шикарные колёса, и конечно дизайн ботинка. Если ещё и с вентиляцией всё окажется хорошо, то это будут "ролики мечты" для любого начинающего слаломиста, фрискейтера, и просто ребёнка. А ещё было-бы интересно взглянуть на красно-чёрный (мысок/пятка) кастом AXS.
Автор: _Кщ_