Обзор колес MPC Freestyle от _Кщ_
5 августа 2021 15:20
// Обзоры товаров
Обзор колес MPC Freestyle от _Кщ_
В конце лета 2019-го года мне выпала возможность протестировать новые колёса, которые компания FR Skates устанавливала на свои топовые ролики модели SL (а теперь и на Igor/Daria). Это колёса MPC Freestyle. Краткий обзор и впечатления были в том-же году размещены на форуме РК в разделе с отзывами, но с того времени накопились ещё кое-какие данные и ответы на вопросы, поэтому есть повод для более подробного обзора, да и просто по опыту использования и на основании чужих отзывов появилось желание всё это обобщить и поделиться информацией.
Итак , сначала ТТХ:
Фирма MPC - мировой лидер в производстве колёс для спидскейтинга.
Колёса MPC Freestyle существуют 2-х моделей:
1. обычные (зелёные , но называются и значатся в прайсах как Yellow).
2. двойной плотности (Dual) , полупрозрачные с чёрным внутри.
Выпускаются в диаметрах 72, 76, и 80мм.
Жёсткость обеих моделей в маркировке указана по стандарту производителя как X-Firm, что в приблизительном переводе в привычные единицы составляет ~85А (информация из сети).
У колёс двойной плотности всё сложнее, у них в глубине внешнего жёсткого слоя полиуретана, между ним и ступицей, находится более мягкая вставка (чёрная), параметры материалов производитель не раскрывает (в отличие, например , от колёс Powerslide Defcon), но по информации из сети внешний слой Дуалов имеет жёсткость ~86А , а внутренний ~84A.
Те кому интересны подробности конструкции , а так-же история и тенденции современного колёсостроения , могут прочесть эту статью, я-же замечу, что наощупь и на ходу те и другие колёса мягче ожидаемых 85А, хотя не исключаю , что это связано с большим слоем "мяса" - внешне колёса не имеют ступицы, слой полиуретана начинается практически от подшипника. Под нагрузкой "мясо" довольно сильно продавливается, впрочем, ехать это колёсам не мешает:
Профиль колёс эллиптический.
На ходу колёса ОЧЕНЬ быстрые (самые быстрые из всего, на чём мне доводилось кататься).
Антишоковые свойства аналогичны - ничего более комфортного не пробовал, они "съедают" и "тёрку" и плитку, не запинаются и не теряют скорость нигде, даже на колотой брусчатке, ну то есть нет такого останавливающего эфекта, как будто внезапно дунул встречный ветер 25км/ч. Прыгать (приземляться) на них приятно.
Сцепление на сухой поверхности отличное, на сыром закономерно снижается, но могу охарактеризовать его как хорошее.
Износостойкость высокая (выше чем у "эталонных" Конкритов), стираются медленно, колёса (зелёные) у меня в использовании 3-й сезон, катаюсь регулярно, с Апреля по Декабрь, до 200 км за неделю, город, пользуюсь Т-стопом, за это время с 80мм стёрлись до 76мм (мерял в середине Мая этого года, к началу Августа диаметр стал 75мм).
К температурным перепадам равнодушны, переносят и жару и мороз, ничего не отслаивается, физические свойства не ухудшаются.
Проверку временем пока проходят на отлично, упругость (а значит и скорость) сохраняется, через 2 зимы едут так-же бодро как и при первой установке, к комфорту тоже претензий нет, он по прежнему выше чем у любых других колёс, в том числе с жёсткостью 80-82А (Hyper Superlite).
Зелёные очень яркие и сочные при хорошем освещении, и особенно когда их просвечивает солнце. Оригинальное оформление, в котором при установке колёс в раму, каждая ось становится зрачком в глазнице нарисованного черепа , делая его похожим на Терминатора:
На этом информационную часть можно считать завершённой, и дальше будет эмоциональная, ну и всякие практические эксплуатационные подробности.
Итак:
По моему эти колёса - новое слово в городском катании, доступное доселе лишь спортсменам - таких крутых "мелкоколёс" не делал ещё никто. А ещё я-бы назвал их "убийцами трискейтов".
Мои впечатления после первого выезда на однослойной "зелёной" версии: "да зачем нужны 3х110 , когда есть это ?!!!" - я получил скорость и накат не хуже чем на FR Speed 110мм 85А, при недостижимом для них комфорте и антишоке (разница в толщине мяса почти вдвое !), а это серьёзное снижение утомляемости от вибраций, плюс устойчивость низкой рамы, и как следствие, сниженная нагрузка на голеностоп - чего ещё желать в городе ?!
Дальнейшая эксплуатация эту первую мысль подтвердила - без каких-то дополнительных усилий можно было ехать вместе, догонять и обгонять владельцев 110-ок, вызывая у них понятный интерес - люди спрашивали "что за фигня ?!", что весьма доставляло. Катание превратилось в развлечение, отдых, и ролики просто не хотелось снимать. Ощущения можно сравнить с покупкой новых, более качественных наушников или колонок - начинаешь слышать новое в знакомых записях, заново всё переслушивать, и трудно оторваться. Вот примерно то-же, только ногами.
Затем начались "эксперименты на людях", и колёса были предложены прокатиться кое-кому из знакомых - очень свербило поделиться впечатлениями и проверить наблюдения. Результат оказался закономерен - после теста знакомые отправились в магазин, теперь катаются на MPC Freestyle, и, что показательно, с тех пор как они на эти колёса встали, я их на 3х100/110 ни разу не видел, некоторых с прошлого лета. И я не спрашиваю их "почему ?".
Ещё в ВК, на форуме, и просто в общении роллеры иногда просили посоветовать "колёса для удовольствия", "быстрого катания", "катания по плитке", или порекомендовать 3-колёсную ходовую часть взамен 4х80 "что-бы ехать быстрее", и параллельно с советами по теме, я рассказывал про MPC Freestyle, которые конечно недёшевы, но:
1. удовольствие бесценно, а равных Фристайлам по этому параметру я не знаю.
2. Комплект Фристайлов всё-же дешевле приличной новой ходовой части 3х110, едет не хуже (на самом деле лучше, но об этом ниже), а по устойчивости и антишоку его превосходит.
Так вот, из тех нескольких человек что поверили мне на слово (!), купили и поставили Фристайлы себе, все отзываются о них исключительно с восторгом и благодарностью за совет. Как правило первое их сообщение после установки и катания выглядит как "Колёса - БОМБА!!!!", и это говорят не владельцы каких-то непонятных колёс, а люди катавшие до того на Хайперфомансах, Инвейдерах, Конкритах, и Дефконах.
Впрочем разницу в накате сразу чувствуют даже новички, проверено.
Ещё "побочное свойство" - если вы, к несчастью своему, обладатель больных или травмированных коленей, но не бросили ролики, и после катания в городе вынуждены давать коленям несколько дней на отдых и реабилитацию, то Фристайлы со своим антишоком если не избавят от этой проблемы , то серьёзно облегчат её. Тоже проверено.
Иногда про Фристайлы задают вопросы, ответов на которые я не знаю, и знать не хочу, например "а как они слайдят ?". Вы серьёзно ? Слайдить ? На МРС ? По асфальту ? - у меня подобные вопросы вызывают такую-же реакцию, как у героя Юрия Никулина в фильме "Операция Ы", когда ему предложили разбить поллитру:
И дело даже не в цене, а... это как спрашивать "влезут-ли в багажник Lamborghini 4 мешка картошки ?", или "есть-ли адаптер для батареек ААА к фонарям Lux-RC ?" - никому ведь в здравом уме не придёт в голову возить на Ламбо картошку по ухабистой грунтовке, хотя в теории она наверное это сможет. Разок. Но она существует не для этого. Так и тут, Фристайлы не предназначены для того, чтоб их квадратить, их фишка в том, чего не могут другие колёса - катиться легче, быстрее и мягче этих других. А для слайдов есть NoName. А для картошки и грунтовки - Дастер. Накрайняк Криэйты и Кайен.
Если-же кому-то действительно необходимо знать, как эти колёса слайдят, допустим в ситуации, когда стоит выбор как поступить с обмылками: превратить-ли их в гайки, или отдать докатывать ребёнку, то благодаря энтузиастам существует вот такая тема , а в ней приведена таблица. Я не со всем в этой таблице согласен, но информация про слайды на MPC Freestyle в ней имеется, а от себя мне на эту тему сказать нечего, разве что пальцем у виска покрутить.
Теперь от слов самое время перейти к реальным тестам. Методика простая: 2 роллера примерно одинакового веса, накатом (не толкаясь) параллельно скатываются с пологой длинной горки. Кто уехал вперёд - те колёса быстрее. Для чистоты эксперимента делается несколько повторов, более высокий приседает до роста соперника для выравнивания аэродинамического сопротивления (это критично), в случае сомнений участники меняются ходовой частью или колёсами.
Для начала были взяты новые Дуалы 76мм и новые FR Downtown 80мм/85А (штатные от FR2/Spin - это шустрые колёса аналогичные по скорости Конкритам). Результат:
https://www.youtube.com/watch?v=j5XXmEXcL0o
Затем были тесты Фристайлов "Дуалы 76мм vs зелёные стёртые до 76мм" , и тут просто скажу , что после нескольких заездов со сменой колёс стало ясно , что едут соперники одинаково, а методика сравнения весьма точна. Видео не прилагаю - нет смысла.
Ну и глядя на неприличное преимущество Фристайлов над "обычными" Downtown, было решено пропустить сравнение с "обычными" 110-ками, и сразу противопоставить им настоящие современные топовые спортивные колёса. Соперниками 76мм Дуалов стали двухслойные MPC Black Magic X-Firm 110мм. Результат обескуражил, поэтому было сделано около 10-ка заездов. Общий смысл таков:
https://www.youtube.com/watch?v=OblvAOR8TWI
Итого: в городе Фристайлам соперников нет - всё что может ехать так-же быстро, это спортивные колёса большого диаметра, а они, повторю, будут стоить дороже комплекта Фристайлов, даже если больших колёс нужно всего 6 и рама под них уже имеется. При этом антишок у Фристайлов существенно лучше, а низкая ходовая часть комфортнее, более управляема и травмобезопасна.
К слову, с "обычными" 100-125мм колёсами разных фирм и моделей (Street Kings, Hyper XTR, FR Speed, Powerslide Megacruiser, Hyper Hyperformance, Powerslide Infinity) сравнить Фристайлы тоже удалось, хотя и не в таких "чистых" условиях, а в процессе катаний в городе, но преимущество Фристайлов сомнений не вызвало - даже стёртые до 75мм зелёные 80-ки от всех перечисленных колёс уезжают.
И вот теперь самое время для пары слов о том, кого роллерам за всю эту красоту благодарить. На колёсах помимо прочего имеется автограф Себастьяна Лаффарга (того самого Себы), и это как-бы намекает, что он как минимум принимал участие в их создании. Насколько мне видится, ситуация складывалась так: ставить на топовые Fr SL стоимостью под 90 килорублей те-же колёса (Инвайдеры) что уже много лет ставятся на Fr1 (вчетверо дешевле) выглядело моветоном - колёса должны были соответствовать новому ботинку и карбоновой раме хотя-бы ценой, поэтому решили сделать лучшее из возможного, и обратились к MPC с заказом на разработку необычной для них продукции - мелких колёс из лучшего мяса и с применением самых совершенных на сегодня технологий. Получились Фристайлы. И на мой взгляд, даже если-бы Себа не был основателем Seba и FR-Skates, за одну только эту затею с колёсами можно на него молиться.
Спасибо Sebastien!
Говорю совершенно искренне. И это при том, что сам я на Себах/FR-ках не катаю.
Ну и немного о грустном. За всё хорошее приходится платить, поэтому Фристайлы - дорогие колёса.
И даже не смотря на это, купить их в России не просто - в Москве 80мм нет с весны, когда роллеры расчухали что это такое. А как известно, к хорошему быстро привыкаешь, поэтому после Фристайлов кататься на чём-то менее качественном "не катит" и в прямом, и в переносном смысле. Это полиуретановый наркотик, привыкание 100%-ное. Меня эйфория при каждом катания сопровождает до сих пор, а город вокруг становится такой мееееедленный...
Ещё нюанс по модели Дуал: на ходу они комфортнее чем однослойная версия, но их ресурс ограничен толщиной внешнего слоя, то есть стереть их до ступицы не получится. Со слов тех кто их уже скатал, они продержались примерно вдвое дольше, чем обычно в тех-же условиях служили Конкриты, так что как минимум окупились, но всё равно жалко - по оставшемуся диаметру им-бы ещё катать и катать:
На этом пожалуй всё , всем гладкого асфальта и быстрых колёс !
Спасибо всем кто помогал и предоставлял информацию и материалы для создания обзора.
(с) Кщ, 2021 год.
Итак , сначала ТТХ:
Фирма MPC - мировой лидер в производстве колёс для спидскейтинга.
Колёса MPC Freestyle существуют 2-х моделей:
1. обычные (зелёные , но называются и значатся в прайсах как Yellow).
2. двойной плотности (Dual) , полупрозрачные с чёрным внутри.
Выпускаются в диаметрах 72, 76, и 80мм.
Жёсткость обеих моделей в маркировке указана по стандарту производителя как X-Firm, что в приблизительном переводе в привычные единицы составляет ~85А (информация из сети).
У колёс двойной плотности всё сложнее, у них в глубине внешнего жёсткого слоя полиуретана, между ним и ступицей, находится более мягкая вставка (чёрная), параметры материалов производитель не раскрывает (в отличие, например , от колёс Powerslide Defcon), но по информации из сети внешний слой Дуалов имеет жёсткость ~86А , а внутренний ~84A.
Те кому интересны подробности конструкции , а так-же история и тенденции современного колёсостроения , могут прочесть эту статью, я-же замечу, что наощупь и на ходу те и другие колёса мягче ожидаемых 85А, хотя не исключаю , что это связано с большим слоем "мяса" - внешне колёса не имеют ступицы, слой полиуретана начинается практически от подшипника. Под нагрузкой "мясо" довольно сильно продавливается, впрочем, ехать это колёсам не мешает:
Профиль колёс эллиптический.
На ходу колёса ОЧЕНЬ быстрые (самые быстрые из всего, на чём мне доводилось кататься).
Антишоковые свойства аналогичны - ничего более комфортного не пробовал, они "съедают" и "тёрку" и плитку, не запинаются и не теряют скорость нигде, даже на колотой брусчатке, ну то есть нет такого останавливающего эфекта, как будто внезапно дунул встречный ветер 25км/ч. Прыгать (приземляться) на них приятно.
Сцепление на сухой поверхности отличное, на сыром закономерно снижается, но могу охарактеризовать его как хорошее.
Износостойкость высокая (выше чем у "эталонных" Конкритов), стираются медленно, колёса (зелёные) у меня в использовании 3-й сезон, катаюсь регулярно, с Апреля по Декабрь, до 200 км за неделю, город, пользуюсь Т-стопом, за это время с 80мм стёрлись до 76мм (мерял в середине Мая этого года, к началу Августа диаметр стал 75мм).
К температурным перепадам равнодушны, переносят и жару и мороз, ничего не отслаивается, физические свойства не ухудшаются.
Проверку временем пока проходят на отлично, упругость (а значит и скорость) сохраняется, через 2 зимы едут так-же бодро как и при первой установке, к комфорту тоже претензий нет, он по прежнему выше чем у любых других колёс, в том числе с жёсткостью 80-82А (Hyper Superlite).
Зелёные очень яркие и сочные при хорошем освещении, и особенно когда их просвечивает солнце. Оригинальное оформление, в котором при установке колёс в раму, каждая ось становится зрачком в глазнице нарисованного черепа , делая его похожим на Терминатора:
На этом информационную часть можно считать завершённой, и дальше будет эмоциональная, ну и всякие практические эксплуатационные подробности.
Итак:
По моему эти колёса - новое слово в городском катании, доступное доселе лишь спортсменам - таких крутых "мелкоколёс" не делал ещё никто. А ещё я-бы назвал их "убийцами трискейтов".
Мои впечатления после первого выезда на однослойной "зелёной" версии: "да зачем нужны 3х110 , когда есть это ?!!!" - я получил скорость и накат не хуже чем на FR Speed 110мм 85А, при недостижимом для них комфорте и антишоке (разница в толщине мяса почти вдвое !), а это серьёзное снижение утомляемости от вибраций, плюс устойчивость низкой рамы, и как следствие, сниженная нагрузка на голеностоп - чего ещё желать в городе ?!
Дальнейшая эксплуатация эту первую мысль подтвердила - без каких-то дополнительных усилий можно было ехать вместе, догонять и обгонять владельцев 110-ок, вызывая у них понятный интерес - люди спрашивали "что за фигня ?!", что весьма доставляло. Катание превратилось в развлечение, отдых, и ролики просто не хотелось снимать. Ощущения можно сравнить с покупкой новых, более качественных наушников или колонок - начинаешь слышать новое в знакомых записях, заново всё переслушивать, и трудно оторваться. Вот примерно то-же, только ногами.
Затем начались "эксперименты на людях", и колёса были предложены прокатиться кое-кому из знакомых - очень свербило поделиться впечатлениями и проверить наблюдения. Результат оказался закономерен - после теста знакомые отправились в магазин, теперь катаются на MPC Freestyle, и, что показательно, с тех пор как они на эти колёса встали, я их на 3х100/110 ни разу не видел, некоторых с прошлого лета. И я не спрашиваю их "почему ?".
Ещё в ВК, на форуме, и просто в общении роллеры иногда просили посоветовать "колёса для удовольствия", "быстрого катания", "катания по плитке", или порекомендовать 3-колёсную ходовую часть взамен 4х80 "что-бы ехать быстрее", и параллельно с советами по теме, я рассказывал про MPC Freestyle, которые конечно недёшевы, но:
1. удовольствие бесценно, а равных Фристайлам по этому параметру я не знаю.
2. Комплект Фристайлов всё-же дешевле приличной новой ходовой части 3х110, едет не хуже (на самом деле лучше, но об этом ниже), а по устойчивости и антишоку его превосходит.
Так вот, из тех нескольких человек что поверили мне на слово (!), купили и поставили Фристайлы себе, все отзываются о них исключительно с восторгом и благодарностью за совет. Как правило первое их сообщение после установки и катания выглядит как "Колёса - БОМБА!!!!", и это говорят не владельцы каких-то непонятных колёс, а люди катавшие до того на Хайперфомансах, Инвейдерах, Конкритах, и Дефконах.
Впрочем разницу в накате сразу чувствуют даже новички, проверено.
Ещё "побочное свойство" - если вы, к несчастью своему, обладатель больных или травмированных коленей, но не бросили ролики, и после катания в городе вынуждены давать коленям несколько дней на отдых и реабилитацию, то Фристайлы со своим антишоком если не избавят от этой проблемы , то серьёзно облегчат её. Тоже проверено.
Иногда про Фристайлы задают вопросы, ответов на которые я не знаю, и знать не хочу, например "а как они слайдят ?". Вы серьёзно ? Слайдить ? На МРС ? По асфальту ? - у меня подобные вопросы вызывают такую-же реакцию, как у героя Юрия Никулина в фильме "Операция Ы", когда ему предложили разбить поллитру:
И дело даже не в цене, а... это как спрашивать "влезут-ли в багажник Lamborghini 4 мешка картошки ?", или "есть-ли адаптер для батареек ААА к фонарям Lux-RC ?" - никому ведь в здравом уме не придёт в голову возить на Ламбо картошку по ухабистой грунтовке, хотя в теории она наверное это сможет. Разок. Но она существует не для этого. Так и тут, Фристайлы не предназначены для того, чтоб их квадратить, их фишка в том, чего не могут другие колёса - катиться легче, быстрее и мягче этих других. А для слайдов есть NoName. А для картошки и грунтовки - Дастер. Накрайняк Криэйты и Кайен.
Если-же кому-то действительно необходимо знать, как эти колёса слайдят, допустим в ситуации, когда стоит выбор как поступить с обмылками: превратить-ли их в гайки, или отдать докатывать ребёнку, то благодаря энтузиастам существует вот такая тема , а в ней приведена таблица. Я не со всем в этой таблице согласен, но информация про слайды на MPC Freestyle в ней имеется, а от себя мне на эту тему сказать нечего, разве что пальцем у виска покрутить.
Теперь от слов самое время перейти к реальным тестам. Методика простая: 2 роллера примерно одинакового веса, накатом (не толкаясь) параллельно скатываются с пологой длинной горки. Кто уехал вперёд - те колёса быстрее. Для чистоты эксперимента делается несколько повторов, более высокий приседает до роста соперника для выравнивания аэродинамического сопротивления (это критично), в случае сомнений участники меняются ходовой частью или колёсами.
Для начала были взяты новые Дуалы 76мм и новые FR Downtown 80мм/85А (штатные от FR2/Spin - это шустрые колёса аналогичные по скорости Конкритам). Результат:
https://www.youtube.com/watch?v=j5XXmEXcL0o
Затем были тесты Фристайлов "Дуалы 76мм vs зелёные стёртые до 76мм" , и тут просто скажу , что после нескольких заездов со сменой колёс стало ясно , что едут соперники одинаково, а методика сравнения весьма точна. Видео не прилагаю - нет смысла.
Ну и глядя на неприличное преимущество Фристайлов над "обычными" Downtown, было решено пропустить сравнение с "обычными" 110-ками, и сразу противопоставить им настоящие современные топовые спортивные колёса. Соперниками 76мм Дуалов стали двухслойные MPC Black Magic X-Firm 110мм. Результат обескуражил, поэтому было сделано около 10-ка заездов. Общий смысл таков:
https://www.youtube.com/watch?v=OblvAOR8TWI
Итого: в городе Фристайлам соперников нет - всё что может ехать так-же быстро, это спортивные колёса большого диаметра, а они, повторю, будут стоить дороже комплекта Фристайлов, даже если больших колёс нужно всего 6 и рама под них уже имеется. При этом антишок у Фристайлов существенно лучше, а низкая ходовая часть комфортнее, более управляема и травмобезопасна.
К слову, с "обычными" 100-125мм колёсами разных фирм и моделей (Street Kings, Hyper XTR, FR Speed, Powerslide Megacruiser, Hyper Hyperformance, Powerslide Infinity) сравнить Фристайлы тоже удалось, хотя и не в таких "чистых" условиях, а в процессе катаний в городе, но преимущество Фристайлов сомнений не вызвало - даже стёртые до 75мм зелёные 80-ки от всех перечисленных колёс уезжают.
И вот теперь самое время для пары слов о том, кого роллерам за всю эту красоту благодарить. На колёсах помимо прочего имеется автограф Себастьяна Лаффарга (того самого Себы), и это как-бы намекает, что он как минимум принимал участие в их создании. Насколько мне видится, ситуация складывалась так: ставить на топовые Fr SL стоимостью под 90 килорублей те-же колёса (Инвайдеры) что уже много лет ставятся на Fr1 (вчетверо дешевле) выглядело моветоном - колёса должны были соответствовать новому ботинку и карбоновой раме хотя-бы ценой, поэтому решили сделать лучшее из возможного, и обратились к MPC с заказом на разработку необычной для них продукции - мелких колёс из лучшего мяса и с применением самых совершенных на сегодня технологий. Получились Фристайлы. И на мой взгляд, даже если-бы Себа не был основателем Seba и FR-Skates, за одну только эту затею с колёсами можно на него молиться.
Спасибо Sebastien!
Говорю совершенно искренне. И это при том, что сам я на Себах/FR-ках не катаю.
Ну и немного о грустном. За всё хорошее приходится платить, поэтому Фристайлы - дорогие колёса.
И даже не смотря на это, купить их в России не просто - в Москве 80мм нет с весны, когда роллеры расчухали что это такое. А как известно, к хорошему быстро привыкаешь, поэтому после Фристайлов кататься на чём-то менее качественном "не катит" и в прямом, и в переносном смысле. Это полиуретановый наркотик, привыкание 100%-ное. Меня эйфория при каждом катания сопровождает до сих пор, а город вокруг становится такой мееееедленный...
Ещё нюанс по модели Дуал: на ходу они комфортнее чем однослойная версия, но их ресурс ограничен толщиной внешнего слоя, то есть стереть их до ступицы не получится. Со слов тех кто их уже скатал, они продержались примерно вдвое дольше, чем обычно в тех-же условиях служили Конкриты, так что как минимум окупились, но всё равно жалко - по оставшемуся диаметру им-бы ещё катать и катать:
На этом пожалуй всё , всем гладкого асфальта и быстрых колёс !
Спасибо всем кто помогал и предоставлял информацию и материалы для создания обзора.
(с) Кщ, 2021 год.